Как создаётся идеальный кадр, советы и подсказки
Многие убеждены, что эффектные фотографии доступны только владельцам навороченных дорогостоящих камер. Распространённое заблуждение. Великолепные кадры подчас делаются на смартфон средней ценовой категории. Это наводит на мысль, что грамотная техника съёмки — важнее класса съёмочного оборудования.
В этой статье мы попытались обобщить опыт признанных фотомастеров, который мог бы принести пользу начинающим фотографам в их стремлении повысить качество снимков на существующем оборудовании. Надеемся, что и более опытные фотографы найдут в этой информации нечто ценное для себя, ведь предела самосовершенствованию не существует.
Изучите собственную камеру
- Изучите мануал. Вы даже не представляете, как много людей не читают инструкций. В результате они лишают себя массы возможностей и не подозревают об этом. Не спешите сразу снимать свадьбу или другое семейное торжество: выделите время и в спокойной обстановке разберитесь со всеми нюансами собственной техники. Узнаете много интересного – гарантируем!;
- Усвойте основные положения ручных настроек. Если Вы обладатель цифровой камеры – не ограничивайтесь заводскими установками. То же для смартфонов. Учитесь выставлять нужные параметры вручную, так быстрее придёт понимание, как влияет на конечный результат каждый из них;
- Стремитесь довести манипуляции с настройками до автоматизма. Вы не должны задумываться, как включить ZOOM, вспышку и прочие опции: это должно происходить на уровне инстинкта;
- Натренируйте свои руки уверенно и неподвижно держать камеру. Отсутствие этого навыка часто отражается на качестве снимков. Профессионалы советуют всегда держать камеру двумя руками, плотно прижав к телу локти. Такая «хватка» обеспечивает максимальный контроль над камерой, и сводит её дрожание к минимуму. Тем не менее, навык удержания камеры каждой рукой в отдельности тоже не помешает. Этот приём также следует отрабатывать;
- Как бы уверенно не научились Вы фиксировать камеру руками, обязательно освойте работу со штативом. Бывают случаи (на длинной выдержке при ночной съёмке, например) когда без него не обойтись. Штатив исключит дрожание камеры, позволит с лёгкостью изменять углы съёмки. Не обходите вниманием мини-штативы. Их можно устанавливать на стол, подоконник, парапет и т.п.; Часто это выход их положения;
- Высокое разрешение изображения – оптимальная настройка камеры. Однако всегда нужно учитывать объём карты памяти и правильно соотносить с ним размер снимка. Не хотите себя ограничивать – придётся потратиться на несколько носителей;
- Скорость затвора камеры – важнейший параметр, влияющий на качество изображения. Если Вы неправильно оценили условия съёмки и ошиблись с выдержкой – забудьте о хорошем кадре. Например, Вы фотографируете бегущих детей, лыжника на дистанции или велосипедиста. Вы уже знаете: работать нужно на скорости затвора от 1/500 или 1/1000 сек. Другой случай: Вы снимаете вечерний город и хотите получить на снимке длинные светящиеся ленты от автомобильных огней. Тут нужна длинная выдержка, от 1 до 10 секунд. Может и больше, зависит от того, какой эффект хотите получить;
- Современные камеры в большинстве своём умеют «подстраиваются» под слабое освещение в автоматическом режиме. Проверьте «способности» своего девайса, наверняка он тоже владеет этим фокусом. Подобная опция заметно облегчает съёмку, сглаживает дефект «красных глаз». Поработайте в авто режиме. Когда полностью освоитесь, перейти к ручным настройкам не составит большого труда.
Почувствуйте и поймите модель
- Если работаете с моделью первый раз – не спешите сразу приступать к работе. Полезно сначала поближе познакомиться с человеком, поговорить с ним о семье, работе, любимой музыке. Проявленный Вами искренний интерес поможет человеку расслабиться и естественно выглядеть на снимке;
- Никогда не «давите», не раздражайтесь, не повышайте голоса на модель – человек замкнётся в себе и хорошего снимка Вам не видать. Модель должна быть свободной и раскованной, особенно, когда предстоит портретная съёмка. Придумайте, как вызвать натуральную улыбку, ведь талантом изображать искренние чувства «по команде» обладают даже не все артисты («Не верою!» - как говаривал Станиславский). Не стесняйтесь использовать заранее заготовленную шутку, анекдот, каламбур. Это вовсе не «зашквар», а хороший инструмент фотографа. Можно сказать – признак профессионализма;
- Контакт взглядом – умение моментально установить связь с моделью. Не торопитесь снимать, не относитесь к модели как к инструменту в Вашей студии, такому же, как экран или осветительные приборы. Опустите камеру, внимательно посмотрите на модель и попробуйте уловить, что человек чувствует в эту минуту. Улыбнитесь. Это добавит спокойствия и естественности и Вам и модели;
- Будьте внимательны к своей модели. Запомните, съёмка для неё должна быть комфортной на любом отрезке времени. Почувствовали утомлённость - нужен перерыв, возможно, лёгкая прогулка. Помимо того, что подобная внимательность характеризует Вас как приятного и воспитанного человека, это позитивным образом повлияет на атмосферу съёмок, а в итоге - на фотографии;
- Не стоит располагать модель в центре композиции. Всегда вспоминайте правило третей. Сместите модель чуть вправо-вверх, либо влево-вниз и сами убедитесь, насколько интереснее стал кадр. Центральную часть можно оставить свободной, насколько возможно.
Научитесь эффективно использовать свет
- Не спешите нажимать на спуск, пока не разберётесь, откуда падает свет, и не оцените его интенсивность. Осмотритесь, старайтесь максимально использовать естественное освещение. Не располагайтесь так, чтобы источник находился прямо за спиной и не допускайте, чтобы солнечный свет бил прямо в лицо модели. В обоих случаях хорошей картинки не получится априори. Лучший свет – когда он падает под углом к объекту;
- Правило «золотого часа» гласит, что самое благодатное время для фотосъёмки - первый час после восхода солнца и час перед закатом. Мягкий приглушённый свет в эти минуты создаёт необычные романтические тени, отчего портретные фото и пейзажи получаются особенно красивыми и проникновенными;
- Летом избегайте съёмки в часы, близкие к полудню и после него: солнце излишне яркое. Тени очень резкие, контрастные, снимки почти наверняка будут неудачными. Если нет возможности дождаться вечера – пробуйте перенести съёмку в тень. Здесь гораздо больше шансов сделать хороший кадр, особенно портрет;
- Есть ещё один способ смягчить резкое полуденное солнце – снимать со вспышкой. Нет, это не розыгрыш! Снимать со вспышкой при сильном освещении – удачный технический приём, известный опытным фотографам. Резкие тени будут мягко подсвечены и снимок преобразится наилучшим образом. Воспользуйтесь при случае этим приёмом;
- При работе со вспышкой имейте в виду, что внешняя вспышка всегда лучше встроенной. Почему? Встроенная посылает световой импульс в точку, куда под тем же углом направлен объектив. Световой поток скрадывает естественные тени, делая изображение невыразительным и «плоским». Попробуйте подсветить объект внешней вспышкой под другим углом и сразу почувствуете разницу;
- При съёмках в помещении без вспышки часто заметен эффект «оранжевой кожи» на лицах людей. Чтобы побороть эту проблему Вам придётся поработать над балансом белого. Когда освоитесь с этим параметром, качество Ваших работ заметно улучшится, увидите сами.
- Помните, что работать со светом нужно постоянно. Меняйте положение модели, пробуйте разные ракурсы, перемещайте световые приборы. И обязательно изучайте тени: их глубину, расположение, интенсивность. Именно понимание баланса света и тени делает рядового фотографа мастером.
Работайте над композицией
- Подумайте, какую историю Вы хотели бы рассказать зрителю своим снимком, какую мысль донести. Старайтесь широко использовать визуальные инструменты, находящиеся в поле зрения: линии, пересечения, окружности, углы. С их помощью можно эффективно управлять взглядом зрителя, направляя его на центральный объект;
- Попробуйте найти среди окружающих предметов «рамку» для своей композиции. Это может быть арка, дверной или оконный проём, контуры архитектурных элементов. Подобная «рамка» внутри кадра, внутрь которой помещён центральный объект, создают снимку дополнительную глубину и концентрируют взгляд зрителя;
- Старайтесь располагаться к объекту насколько возможно ближе. С дальнего расстояния многие детали станут неразличимы. Сделайте первый кадр с дистанции около 3 метров, посмотрите результат. Вам станет понятно, нужно ли отойти немного дальше, или приблизиться к объекту, чтобы лучше проработать все детали композиции;
- Помните о фоне – это столь же важный элемент композиции, что и центральный объект. Не стоит его перегружать лишними деталями. Важно, чтобы он вносил гармонию в композицию, добавлял ей смысла;
- Контролируйте задний план в кадре. Не нажимайте на спуск, пока не убедитесь, что там всё в порядке и нет лишних предметов, портящих снимок;
- Не следует укрупнять масштаб снимка с помощью зума, если можно просто приблизиться к объекту;
- Не снимайте прямо перед собой – это банально и скучно. Ищите выгодный ракурс, не бойтесь потратить время. Попробуйте сделать кадр под углом, присев, встав на колено, залезьте на стремянку, на стул. Многим самые удачные кадры удавалось сделать, лёжа на животе. Одним словом – активнее перемещайтесь в пространстве, и будет Вам удача;
- Когда прорабатываете передний план, учитывайте реальные размеры объектов и законы перспективы. Ближний к камере объект будет выглядеть больше, чем в реальности. Этот эффект можно подчеркнуть ещё сильнее предметами небольшого размера на заднем плане. Если же миниатюрный центральный объект Вы расположили в глубине композиции, то более крупные «фоновые» детали переднего плана усилят контраст и помогут реализовать замысел;
- Всегда фокусируйтесь на центральном объекте: он должен привлекать взгляд. Для усиления внимания смотрящего и придания взгляду нужного направления используйте акценты окружающего пейзажа: арки, рамки, направляющие линии. Работа над композицией – процесс творческий, индивидуальный, требующий постоянного эксперимента.
Маленькие хитрости в памятку
- Собираясь на съемку, не забывайте о запасных аккумуляторах. Вернувшись, сразу же ставьте на зарядку, чтобы были в рабочем состоянии в любой момент;
- Не пытайтесь во время съёмки манипулировать несколькими объективами, надеясь увеличить шансы на «идеальный» кадр. Результат будет обратный. Одной камеры и двух объективов вполне достаточно. Начинайте снимать с фокусных расстояний 28 и 35 мм – профессионалы считают эту комбинацию весьма удачной;
- Доверяйте технике, но ещё больше - собственным глазам;
- Всегда держите в голове правило третей и никогда не помещайте главный объект в центр кадра – это дурной тон;
- Соблюдайте чистоту в кадре. Следите за тем, чтобы на свадебном фото молодожёнов, на заднем плане не оказалось кучи строительного мусора или чего-то подобного. Вдруг они захотят заказать свадебную фотокнигу в «Фотосфере»? Ретушь потребуется серьёзная;
- Не загромождайте композицию, вырабатывайте в себе чувство меры. Излишняя визуальная информация затрудняет восприятие зрителя и вызывает отторжение;
- Никогда не снимайте в спешке. Выделите время, чтобы заранее, не торопясь, обойти окрестности, подумать, что можно использовать в композиции. Не торопитесь давить на кнопку! Проанализируйте – хорош ли фон, достаточен ли свет. Жать на кнопку – дело не хитрое;
- Не превращайте постобработку в основное занятие. Снимайте так, чтобы она занимала минимум времени. Последний штрих мастера. Конечно, если Вы решили создать фотоальбом онлайн и напечатать его, то работа с графическим редактором потребует больше времени. Но максимального качества следует добиваться на этапе съёмки. Кстати, напечатать фотокнигу онлайн теперь можно с новой обложкой: студия «Фотосфера» внедрила новую услугу – тиснение обложки фольгой;
Каждодневная практика. Тренируйтесь постоянно, даже если из моделей у Вас в распоряжении Ваша собака и ваза с фруктами на кухне. Только практика позволит довести навыки съёмки до автоматизма и превратить камеру в продолжение рук. Дерзайте!